Однако в большинстве развитых стран мира предприниматели предпочитают решать свои споры в коммерческих судах. Эти суды, по своей сути, являются третейскими, поскольку не входят в государственную судебную систему. Они являются альтернативной по отношению к государственной юстиции формой рассмотрения и разрешения правовых споров: “суд третьего лица, суд посредника или посредников” (в противоположность самосуду сторон).
В последнее время роль третейских судов в Украине все больше возрастает. Это объясняется возрастающей популярностью третейского судопроизводства среди украинских предпринимателей и граждан, так как оно обладает целым рядом преимуществ перед государственной судебной системой. Самые главные из них – это быстрота разрешения конкретного спора, его дешевизна, выборность и независимость третейских судей, и, наконец, решение третейского суда является окончательным и подлежит немедленному исполнению (если в решении не указан конкретный срок); пересмотреть вынесенное решение невозможно, кроме случаев предусмотренных законом. С помощью системы третейских судов можно частично решить одну из главных проблем украинской судебной системы – загруженность судебными спорами. На третейские суды можно переложить ощутимую часть несложных дел с помощью решений их при досудебном решении споров.
- дел, относительно споров о признании недействительными нормативно-правовых актов;
- дел относительно споров, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров, а также которые связаны с удовлетворением государственных нужд;
- дел, которые связанны с государственной тайной;
- дел относительно споров, которые возникают из семейных правоотношений, за исключением дел по спорам, которые возникают из брачных контрактов (брачных договоров);
- дел о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом;
- дел, одной из сторон в которых является орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо, другой субъект во время осуществления им властных управленческих функций на основании законодательства, в том числе на исполнение делегированных полномочий, государственное учреждение либо организация, казенное предприятие;
- дел в спорах, которые касаются недвижимого имущества, включая земельные участки;
- дел об установлении фактов, которое имеют юридическое значение;
- дел в спорах, что возникают из трудовых правоотношений;
- дел, которые возникают из корпоративных отношений в спорах между хозяйственным обществом и его участниками (учредителями, акционерами) хозяйственных обществ, связанных с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности этих обществ;
- других дел, которые в соответствии с законом подлежат разрешению исключительно судами общей юрисдикции или Конституционным Судом Украины;
- дел, в которых хотя бы одна из сторон спора является нерезидентом Украины;
- дел, по результатам рассмотрения которых исполнение решения третейских судов будет требовать выполнение определенных действий органов государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами и другими субъектами во время осуществления или властных управленческих функций на основании законодательства, в том числе на исполнение делегированных полномочий;
- дел в спорах о защите прав потребителей, в том числе потребителей услуг банка (кредитного союза).
В Украине могут образовываться и действовать постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (суды аd hoc).
Постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора образуются без статуса юридического лица.
Постоянно действующий третейский суд возглавляет председатель третейского суда, порядок избрания которого определяется Положением о постоянно действующем третейском суде.
Постоянно действующие третейские суды могут образовываться и действовать при зарегистрированных согласно действующему законодательству Украины:
- всеукраинских общественных организациях;
- всеукраинских организациях работодателей;
- фондовых и товарных биржах, саморегулирующих организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- торгово-промышленных палатах;
- всеукраинских ассоциациях кредитных союзов, Центральном союзе потребительских обществ Украины;
- объединениях, ассоциациях субъектов предпринимательской деятельности – юридических лиц, в том числе банков.
Постоянно действующий третейский суд подлежит государственной регистрации.