Третейские суды

Всем известно, что участие в судебном процессе является хлопотным, длительным, весьма затратным и малоприятным занятием. В нашей стране одна из наиболее разветвленных судебных систем, что приводит к значительным задержкам при рассмотрении судебных споров.

Однако в большинстве развитых стран мира предприниматели предпочитают решать свои споры в коммерческих судах. Эти суды, по своей сути, являются третейскими, поскольку не входят в государственную судебную систему. Они являются альтернативной по отношению к государственной юстиции формой рассмотрения и разрешения правовых споров: «суд третьего лица, суд посредника или посредников» (в противоположность самосуду сторон).

В последнее время роль третейских судов в Украине все больше возрастает. Это объясняется возрастающей популярностью третейского судопроизводства среди украинских предпринимателей и граждан, так как оно обладает целым рядом преимуществ перед государственной судебной системой. Самые главные из них — это быстрота разрешения конкретного спора, его дешевизна, выборность и независимость третейских судей, и, наконец, решение третейского суда является окончательным и подлежит немедленному исполнению (если в решении не указан конкретный срок); пересмотреть вынесенное решение невозможно, кроме случаев предусмотренных законом. С помощью системы третейских судов можно частично решить одну из главных проблем украинской судебной системы – загруженность судебными спорами. На третейские суды можно переложить ощутимую часть несложных дел с помощью решений их при досудебном решении споров.

Согласно Закона Украины «О третейских судах» №1701 от 11.05.2004 г. третейский суд – негосударственный независимый орган, который образуется по соглашению или соответствующему решению заинтересованных физических и/или юридических лиц в порядке, установленном настоящим Законом, для разрешения споров, возникающих из гражданских и хозяйственных правоотношений.

Задачей третейского суда является защита имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов сторон третейского разбирательства путем всестороннего рассмотрения и разрешения споров в соответствии с законом.

Юридические и/или физические лица имеют право передать на разрешение третейского суда любой спор, возникающий из гражданских либо хозяйственных правоотношений, кроме случаев, предусмотренных законом. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии между сторонами третейского соглашения, соответствующего требованиям настоящего Закона.

Третейские суды могут рассматривать любые дела, возникающие из гражданских и хозяйственных правоотношений, за исключением:

  • дел, относительно споров о признании недействительными нормативно-правовых актов;
  • дел относительно споров, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров, а также которые связаны с удовлетворением государственных нужд;
  • дел, которые связанны с государственной тайной;
  • дел относительно споров, которые возникают из семейных правоотношений, за исключением дел по спорам, которые возникают из брачных контрактов (брачных договоров);
  • дел о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом;
  • дел, одной из сторон в которых является орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо, другой субъект во время осуществления им властных управленческих функций на основании законодательства, в том числе на исполнение делегированных полномочий, государственное учреждение либо организация, казенное предприятие;
  • дел в спорах, которые касаются недвижимого имущества, включая земельные участки;
  • дел об установлении фактов, которое имеют юридическое значение;
  • дел в спорах, что возникают из трудовых правоотношений;
  • дел, которые возникают из корпоративных отношений в спорах между хозяйственным обществом и его участниками (учредителями, акционерами) хозяйственных обществ, связанных с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности этих обществ;
  • других дел, которые в соответствии с законом подлежат разрешению исключительно судами общей юрисдикции или Конституционным Судом Украины;
  • дел, в которых хотя бы одна из сторон спора является нерезидентом Украины;
  • дел, по результатам рассмотрения которых исполнение решения третейских судов будет требовать выполнение определенных действий органов государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами и другими субъектами во время осуществления или властных управленческих функций на основании законодательства, в том числе на исполнение делегированных полномочий;
  • дел в спорах о защите прав потребителей, в том числе потребителей услуг банка (кредитного союза).

В Украине могут образовываться и действовать постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (суды аd hoc).

Постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора образуются без статуса юридического лица.

Постоянно действующий третейский суд возглавляет председатель третейского суда, порядок избрания которого определяется Положением о постоянно действующем третейском суде.

Постоянно действующие третейские суды могут образовываться и действовать при зарегистрированных согласно действующему законодательству Украины:

  • всеукраинских общественных организациях;
  • всеукраинских организациях работодателей;
  • фондовых и товарных биржах, саморегулирующих организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • торгово-промышленных палатах;
  • всеукраинских ассоциациях кредитных союзов, Центральном союзе потребительских обществ Украины;
  • объединениях, ассоциациях субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц, в том числе банков.

Постоянно действующий третейский суд подлежит государственной регистрации.

Государственная регистрация постоянно действующего третейского суда осуществляется Министерством юстиции Украины, Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областными, Киевским, Севастопольским городскими управлениями.

Государственная регистрация постоянно действующего третейского суда, учредителем которого является всеукраинское объединение граждан, осуществляется Министерством юстиции Украины.

Юридическая фирма «Гарант» предоставляет следующие юридические услуги по регистрации третейских судов:

  • полная юридическая консультация по вопросам касающихся регистрации третейского суда;
  • подготовка полного необходимого пакета документов для регистрации третейского суда;
  • разработка Регламента и Положения третейского суда, Списка третейских судей;
  • получение Свидетельства о регистрации;
  • оповещение средств массовой информации;
  • получение печати суда.

Отдельно мы оказываем услуги по регистрации всеукраинских общественных организаций, которые могут быть учредителями третейских судов.